Суд в Татарстане признал законной мобилизацию нефтяников с бронью
Советский районный суд Казани признал законной мобилизацию нефтяников «Транснефть-Прикамье», имеющих бронь от мобилизации. В своем решении суд руководствовался инструкцией, которой нет в открытом доступе.
В конце октября с казанского АО «Транснефть-Прикамье» мобилизовали нефтяников, имеющих бронь. Предприятие имело мобилизационное задание, освобождающее основных сотрудников от службы, но, несмотря на это, 24 октября мужчинам раздали повестки. На следующий день 8 человек направились в военкомат Советского района города для сверки документов, обратно оттуда никто не вышел.
«Они были на 100% уверены, что у них есть бронь. В этом был убежден даже юрист компании, поэтому поехали туда в обеденный перерыв, в костюмах, ботинках — сверить данные и вернуться. Так в костюмах 8 красавчиков заходят в этот военкомат, и все. Обратного выхода уже не было. Там стоял отряд полиции. Сначала они были уверены, что это недоразумение, а оказалось, что это беззаконие», — рассказала сестра одного из мобилизованных.
Родственники не бросили мужчин, а попытались отбить их у военкомата. Они прошли уже все инстанции и получили папку «отписок». Никакой конкретики о том, почему мужчины были мобилизованы не дало ни одно ведомство. Теперь они обратились в суд.
Накануне Советский суд города рассмотрел 4 идентичных дела. Во всех случаях судья встал на сторону военкомата, признав мобилизацию законной. Все дела рассматривались в закрытом режиме. В зал пустили лишь юриста от мобилизованных, юриста организации и ответчиков — юристов военного комиссариата Советского района и военного комиссариата по Татарстану.
По словам юриста мобилизованных Лейсен Овчинниковой, суд руководствуется «пунктом 59 инструкции № 664», которой нет в свободном доступе. Из инструкции следует, что на весь период мобилизации бронирование граждан прекращается. Но сложность заключается в том, что в инструкции есть оговорка, если лица в мирное время не были забронированы. В России военное время никто так и не объявлял, поэтому «мирное время» официально не закончилось, но суд на этот момент внимания не обратил.
«Получается полный абсурд. Вчера представитель военного комиссариата на суде заявил, что все брони, выписанные после 21 сентября, являются незаконными. То есть получается, что на территории Татарстана нет ни одного забронированного лица», — прокомментировала суд юрист Овчинникова.
Юрист рассказала, что с января 2022 года на территории республики нет «бланков извещения по форме № 4» — это удостоверения забронированных лиц. С зимы военкоматы их не закупали, так как к частичной мобилизации никто не готовился. Ведь даже за неделю до ее начала пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков говорил, что призыва не будет.
К сентябрю ни у одного предприятия республики не могло остаться столько бланков, чтобы забронировать то число сотрудников, которое им необходимо. Например, на том же «Транснефть-Прикамье», где численность сотрудников около 800 человек и 70% подлежат бронированию, у них оставалось 76 бланков. Должно было быть почти в 10 раз больше.
После начала мобилизации, 21 сентября, вышло решение территориальной комиссии о бронировании. В нем говорилось, что бронировать будут по поименным спискам. Все предприятия воспользовались этой функцией, но уже после 21 числа.
«Мы предоставили в суд все доказательства, о том, что идет бронирование по спискам, о необеспеченности бланками формы № 4. Все это привело к тому, что возможности выдавать удостоверения не было физически. Военный комиссариат согласовал все списки, все 8 работников «Транснефть-Прикамье» были учтены, есть подпись военного комиссариата. Но это никто не учел», — рассказывает Овчинникова.
По словам юриста, в регионе продолжает действовать военное правило: когда мобилизованного удается «отбить», на его место нужно найти другого. Так частичная мобилизация продолжается бесконечно.
Овчинникова рассказывает, что «отбить» мобилизованных удается крайне редко. В основном это делается до суда. По ее словам, двух мужчину с хроническим заболеванием, которые тянули на категорию «Д» и одного онкобольного получилось отстоять. Хотя они уже были мобилизованы и жили на «Казань. Экспо».
«Сейчас идут первые суды. Но судя по тому, какая практика в Казани, — это глухо», — считает юрист.