18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРАВОЗАЩИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА ПРИЗЫВНИКА»

СПЧ направил в правительство доклад с анализом кампании по мобилизации

Президентский совет по правам человека (СПЧ) подготовил и отправил в правительство доклад о прохождении мобилизации. Краткий обзор доклада читайте в нашем материале.

photo

Нормативно-правовая основа частичной мобилизации:
 

  • Сохраняется неопределенность правового статуса добровольцев, не подписавших контракт о прохождении военной службы.
  • Остается законодательно неурегулированным вопрос о возможности прохождения лицами, призванными на военную службу по мобилизации, альтернативной гражданской службы. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, подтвердившего прямое действие ч. 3 ст. 59 Конституции РФ о праве граждан на альтернативную гражданскую службу, это право распространяется на лиц, призванных на военную службу по мобилизации даже в отсутствие специального указания в Законе о мобилизации. 
  • Не урегулирован вопрос об окончании мобилизации в отдельных регионах.


Информационное взаимодействие органов власти с населением:
 

  • Не все главы субъектов Российской Федерации с должной ответственностью отнеслись к реализации полномочий по обеспечению призыва по мобилизации.
  • Отсутствие официальных разъяснений о порядке проведения мобилизации, общем числе призываемых граждан, очередности и критериях призыва в первые дни действия Указа о мобилизации способствовало повышению напряженности в обществе.
  • Низкая степень цифровизации военных комиссариатов приводила к появлению резонансных случаев призыва.
  • Военкоматами не учитывалась информация о приобретении специальности или повышении квалификации призываемых медицинских работников.
  • Все мобилизационные мероприятия носят адресный характер и должны осуществляться уполномоченными органами в отношении отдельно взятого гражданина, но ни в коем случае не методами «облав» на транспорте, в местах проживания или на предприятиях. Информация о каждом случае проведения «облав» должна быть проверена на предмет возможного злоупотребления полномочиями.


Льготы и отсрочки для мобилизованных лиц:
 

  • Неточности в критериях предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в Законе о мобилизации
  • В большинстве военных комиссариатов отсутствовали медицинские комиссии, а осмотры граждан, призванных на военную службу по мобилизации, не проводились. Это привело к случаям призыва лиц, которым военная служба противопоказана по состоянию здоровья. Имеется информация о случаях гибели лиц, призванных на военную службу по мобилизации, в связи с ухудшением здоровья при прохождении боевой подготовки. Необходимо возбудить уголовные дела по каждому подобному случаю, а также законодательно установить обязательность прохождения медицинской комиссии лицами, подлежащими призыву по мобилизации.


Меры поддержки граждан, призванных на военную службу по мобилизации:
 

  • В разных регионах были установлены разные льготы и социальные гарантии для мобилизованных, это приводит к дискриминации граждан.
  • Практика снятия военных пенсионеров, призванных на военную службу по мобилизации, с очереди на получение жилищной субсидии, а также о прекращении им выплаты военных пенсий является дискриминацией.
  • Большое число случаев уклонения кредитных организаций от предоставления соответствующих льгот дискредитирует политику государства по обеспечению лиц, участвующих
    в специальной военной операции, достойным набором льгот и гарантий.
  • Лишь малая часть субъектов Российской Федерации оказывает лицам, призванным на военную службу по мобилизации, помощь в приобретении медикаментов и личного снаряжения.
  • Отмечены многочисленные случаи роста цен на личную экипировку на торговых площадках.
  • Требует системного решения вопрос о судьбе лиц, которые были признаны
    ошибочно мобилизованными и возвращены со сборов домой.


Выводы и рекомендации:
 

  • Необходимо разработать комплекс поправок в Закон о мобилизации, уточняющих и расширяющих перечень лиц, имеющих отсрочку по призыву на военную службу по мобилизации, а также уточняющих порядок призыва.
  • Федеральным и региональным органам государственной власти необходимо установить тщательный контроль за реализацией дополнительных льгот и гарантий лицам, призванным на военную службу по мобилизации. В частности, необходимо обратить внимание на взаимодействие с такими лицами кредитных организаций и работодателей (в части сохранения рабочего места). Здесь также необходимо задействовать механизмы общественного контроля.
  • В период проведения специальной военной операции необходимо взвешенно подходить к вопросу о планировании торжественных и праздничных мероприятий. Недопустима ситуация, когда регионы отказывают в помощи лицам, призванным на военную службу по мобилизации, ссылаясь на нехватку средств, но при этом сохраняют праздничные сметы неизменными.

Помочь нам

Мы — некоммерческая организация. Ваши добровольные пожертвования позволяют нам работать.

Выберите сумму пожертвования:
Сделать перечисление в криптовалюте
Нажмите на кнопку, адрес криптокошелька скопируется автоматически, или отсканируйте QR-код: