Отсрочка - не помеха: как IT-специалист добился категории В и зачисления в запас

24-летнему айтишнику Николаю из Москвы сначала дали не освобождение, а лишь отсрочку — несмотря на проблемы со зрением. Он не согласился, собрал дополнительные документы и начал добиваться пересмотра решения: жалобы, обращения в МФЦ, прокуратура и, в итоге, повторное медобследование. Рассказываем, как ему удалось добиться категории В и почему важно не останавливаться после первого отказа.

photo

Николаю из Москвы 24 года. Он работает айтишником, а потому летом 2024 года он подал через Госуслуги заявление на отсрочку. Когда же его вызвали в Единый пункт призыва (ЕПП), он устно попросил провести ему медицинское освидетельствование в надежде получить освобождение от призыва по состоянию здоровья. У Николая диагностирована миопия, но никаких подтверждающих документов он в ЕПП не представлял.

В начале ноября 2024 года он прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого ему установили категорию годности Б-3 и предоставили отсрочку от призыва на военную службу в связи с работой в IT-отрасли 

Но Николай не хотел отсрочку, а хотел освобождение от призыва. Поэтому он собрал дополнительные медицинские документы, подтверждающие у него наличие непризывного заболевания, приобщил их к своему личному делу призывника и в феврале 2025 года подал в военный комиссариат г. Москвы жалобу о несогласии с решением объединенной муниципальной призывной комиссии, которая признала его годным к военной службе.

🔻 Обращение в ЕПП и сроки рассмотрения жалобы

В городском военкомате ему сообщили, что в случае отсутствия ответа через 10 дней он может обратиться в ЕПП и узнать там решение.

Спустя две недели он так и поступил — пришёл в ЕПП, чтобы выяснить, была ли рассмотрена его жалоба. Там ему сообщили, что срок рассмотрения составляет якобы 30 дней, и рекомендовали ждать ответ почтой. Также добавили, что, скорее всего, в ответе будет указано, что жалобу нужно было подавать через МФЦ. 

«Одна из сотрудниц ЕПП сказала, что такая жалоба должна подаваться в призывное время — это нонсенс».

Однако это не соответствует действительности. По закону срок рассмотрения жалобы в призывной комиссии составляет не более 17 рабочих дней. Поэтому, не дождавшись ответа, Николай подал ту же жалобу повторно — уже через МФЦ. 

🔻 Жалоба через МФЦ и обращение в военную прокуратуру

Но и по жалобе, поданной через МФЦ, ответ не приходил. Тогда Николай обратился с жалобой в военную прокуратуру на нарушение сроков рассмотрения обращения.

«По моей просьбе в МФЦ обзвонили ответственных за ответ на мою жалобу. Им сообщили, что ответ поступит в призывное время. Кажется, обосновали это тем, что в непризывное время комиссии нет».

Вскоре после этого — в марте — ему ответили электронно. В ответе в личном кабинете на сайте mos.ru были требование сдать обязательные анализы, а также электронная повестка на середину апреля на сборный пункт для прохождения контрольного медицинского освидетельствования.

🔻 Прохождение КМО и дополнительное обследование

Во время КМО Николая направили на дополнительное обследование, в ходе которого у него подтвердился непризывной диагноз.

С медицинским заключением он вернулся на сборный пункт. Там ему сообщили, что прохождение остальных врачей не требуется и выдали выписку из протокола заседания призывной комиссии г. Москвы с решением о его освобождении от призыва по категории В и зачислении в запас, а также повестку в районный военкомат на уточнение данных через месяц.

Явившись по повестке, Николай подал заявление на получение военного билета и теперь ожидает выдачи документа к концу августа 2025 года.

«Отправили в военкомат по месту учета, там попросили фотографии, очередную ксерокопию паспорта и диплома о высшем образовании.
Спросили про размер одежды и обуви, а также предоставили номер, по которому нужно позвонить, чтобы узнать о готовности билета. Сказали звонить в конце августа».

История Николая показывает: даже если призывная комиссия вынесла неверное решение, у вас всё ещё есть инструменты, чтобы это изменить. Жалоба, повторное обращение через МФЦ, контакт с прокуратурой — всё это рабочие пути, которые позволяют отстоять свои права.

Если вы уверены, что вам должна быть присвоена непризывная категория, не останавливайтесь после первой попытки. Сбор документов, консультации, обжалование — это может занять время, но результат того стоит. Если не знаете, с чего начать — напишите нам.

Помочь нам

Мы — некоммерческая организация. Ваши добровольные пожертвования позволяют нам работать.

Выберите сумму пожертвования:
Сделать перечисление в криптовалюте
Нажмите на кнопку, адрес криптокошелька скопируется автоматически, или отсканируйте QR-код: