Айтишник против военкомата: как действовать, чтобы получить отсрочку
История Глеба — пример того, как важно за себя бороться: не бояться военкомата, писать жалобы, отстаивать свое право на отсрочку, не идти на медицинского освидетельствование, если не обязан. Берите пример!

Попытка получить отсрочку
Глеб живет в одном из городов-миллионников России. Летом 2024 года он окончил вуз и начал работать в аккредитованной ИТ-компании. В июле он подал документы на отсрочку от осеннего призыва через Госуслуги. Работодатель включил его в список на отсрочку и отправил данные в Минцифры. Там подтвердили, что сведения получены и направлены в Минобороны.
Но осенью в дверь его квартиры постучали. «Я им не открыл. Они в дверной проем забросили повестку с задней датой явки», — рассказал Глеб.
Он все же решил явиться в военкомат и сообщил в столе явки, что имеет право на отсрочку. Ему ответили, что «никаких документов не получали» и «работодатель, скорее всего, ничего не отправлял», выдали новую повестку на уточнение данных на середину октября и сказали приходить с медицинскими анализами. На вопрос, в октябре будет медицинское освидетельствование или призывная комиссия, ответили: «И то, и другое».
«После этого я стал изучать информацию у правозащитных организаций, подготовил письменное заявление о предоставлении отсрочки, заявление на АГС, на всякий случай, и распечатал статьи законов, чтобы ссылаться на них».
Главное — идти к цели
В октябре в военкомате Глеб сначала подал письменное заявление на отсрочку, затем пошел в стол явки. Там ему сказали, что он пойдет на медицинское освидетельствование. Глеб сослался на п. 1.2 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
«Я ответил, что не пойду. Так как я заявление на медицинское освидетельствование не подавал, то его я не буду проходить. Мне сказали, что хорошо, поняли».
Глебу выдали новую повестку — без даты оформления, сразу и «для уточнения документов», и «для прохождения призывной комиссии».
«Я не был до конца готов к призывной комиссии, так как неизвестно, дошли ли документы из Госуслуг по отсрочке, и в самой повестке я увидел много ошибок. Я решил не идти по такой повестке».
В тот же день Глеб направил жалобу на повестку в военную прокуратуру, а также отправил дополнительные заявления на отсрочку председателю призывной комиссии и в областной военкомат. Позднее Глеб отправил в свой военкомат запрос: поступили ли туда списки на отсрочку и вынесено ли по нему решение.
«В ноябре позвонила из военкомата помощница начальника отделения призыва. Она спросила, что не так [с повесткой] и почему я начал проходить медицинское освидетельствование, но не закончил. Я ответил, что не начинал проходить никакое медицинское освидетельствование, и сразу сказал, что не обязан. Сотрудница извинилась и сказала, что недочеты исправят и направят ответ по моему запросу».
Через неделю Глебу сообщили, что списки на отсрочку получены, но решения по нему нет. Еще ему прислали повестку на комиссию, которая в этот раз была оформлена правильно.
«К тому времени я уже был полностью готов, подготовил все нужные документы, законы, речь».
Результат правильной тактики
Глеб пришел в военкомат в стол явки. Его там сразу вспомнил сотрудник военкомата.
«В надежде он еще раз спросил, не пойду ли я на медицинское освидетельствование. Я ответил, что не пойду».
Глеба вызвали на комиссию. Начальник отделения призыва увидел личное дело Глеба и, видимо, узнал его. Попросил справку с места работы, вклеил ее и сделал отметку в приписном удостоверении. Сказал, что ему нужно каждые полгода приносить справку с работы.
После комиссии Глеб поставил в приписное печать и сказал, что хочет подать заявление о выдаче копии решения о предоставлении отсрочки.
«Мне сказали, зачем оно тебе, у тебя в приписном все есть. Я сказал, что хочу дополнительный документ подтверждающий мою отсрочку. Мне сказали, можешь подать заявление в делопроизводство, что я и сделал».